Дизартрия у детей код по мкб

Содержание

Как выявить и корректировать дизартрию?

Дизартрия у детей код по мкб

Дизартрия у детей – патология развития речевых способностей. Нарушение обусловлено неправильным произношением слов, слогов, словосочетаний, звуков и другое (невнятная речь). Расстройство вызвано отклонениями в работе головного мозга или органов, отвечающих за речь.

Риск получить заболевание примерно у 6 % детей. Определить, что это дизартрия и что делать дальше способен лишь специалист после тщательного обследования.

статьи

  • 1 Классификация
  • 2 Причины
  • 3 Симптомы
  • 4 Лечение
  • 5 Прогноз

Классификация

В неврологии дизартрию подразделяют на 6 типов. Представлено в таблице:

ВидХарактеристика
БульбарнаяПолный паралич мышц, отвечающих за способность говорить. Возникает из-за поражения ядер черепно-мозговых нервов.Особенности:

  • речь невнятная;
  • звуки неразличимы между собой;
  • мимика отсутствует.

Заболевание протекает крайне тяжело. Также ребенок не способен есть жидкую пищу.

ПсевдобульбарнаяПаралич мышц, отвечающих за речь. Возникает из-за нарушений в работе головного мозга (корково-ядерные пути).Особенности:

  • речь монотонная, но понятная;
  • непроизвольных смех или плач;
  • движения языка заторможены и затруднены;
  • амимия лица.

Наблюдается обильное выделение слюны и дисгарфия (патология письменного оформления речи).

КорковаяПовреждение одной стороны коры головного мозга. Патология затрагивает мышцы речевого аппарата, вызывая паралич.Особенности:

  • речь внятная при медленном темпе высказывания;
  • множество пауз во время разговора подобно заиканию;
  • во время быстрого произношения происходит искажение звуков.

Отдельные слова дети говорят правильно.

ПодкорковаяПроявляется из-за ошибочных команд головного мозга (непроизвольные движения речевых групп мышц). Возникают в период покоя и могут усиливаться при желании ребенка говорить, вызывая тревожность. Речь невнятная и смазанная. Голос громкий, резкий с хрипами.
МозжечковаяРасстройство артикуляционной моторики. Ребенок в процессе речи разделяет слово на слоги и ставит ударение на каждый из них либо выкрикивает слова. Наблюдается тремор языка. Встречается расстройство редко.
СмешаннаяПоражение возникает одновременно в нескольких местах головного мозга. Возникает из-за травм. Характерна для детей в возрасте до 2 лет. Проблемы с речью разнообразны и зависят от степени патологии.

Логопедическая классификация разделяет дизартрию по степени выраженности на 4 группы:

1.Стертая форма (легкая). Распространенный вид заболевания. Возникает в следствии патологий в головном мозге.

Не пропустите:  Что такое дефектология?

Особенности:

  • плохая дикция;
  • непонятная речь;
  • изменение звуков в процессе произношения;
  • нарушения мелкой моторики.

Диагноз возможно поставить ребенку в 5 лет. Детям не составляет труда выговаривать отдельные звуки. Но при произношении сложных слов или фраз возникают проблемы с правильной постановкой звуков. Из-за этого речь становится невнятной, размытой, сложной к пониманию.

Важно: часто дизартрию в легкой форме путают с болезнями со схожей симптоматикой (дислалия). Но при других патологиях поражения речевого аппарата отсутствуют. В точности диагностировать дислалию у ребенка возможно не ранее 6-7 лет.

2. Степень характеризуется дефектами в произношении звуков. Речь в основном понятна окружающим.

3. Степень: высказывания понятны только людям, находящимся в постоянном контакте с ребенком.

4. Полное отсутствие речи. В некоторых случаях произношение присутствует, но не понятно даже родителям.

Важно: некоторые специалисты выделяют лишь 3 степени дизартрии (легкую, среднюю и тяжелую). В среднюю стадию входят 2 и 3 группы классификации.

Причины

причина развития дизартрии – различные отклонения функционирования головного мозга.

Также среди факторов, влияющих на образование заболевания важную роль играет период беременности женщины. Во время которого возможно возникновение инфекционных или вирусных болезней у матери, провоцирующих появление патологических отклонений в развитии плода.

Наиболее распространенные факторы:

  • гипоксия плода в утробе матери;
  • резус-конфликт;
  • недоношенность;
  • получение травмы при родовой деятельности;
  • менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухали;
  • отит с осложнениями;
  • асфиксия.

Также заболевание может стать следствием наличия иных отклонений у ребенка. Разнообразие причин проявления дизартрии разделяет пациентов на группы по причинно-следственным связям:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • при гидроцефалии;
  • при олигофрении;
  • при ДЦП;
  • при ЗПР;
  • при минимальной форме мозговой дисфункции.

Редко встречающимися причинами считают: отравление, злоупотребление матерью в период вынашивания ребенка алкоголем и передозировка лекарственными средствами.

Симптомы

Чтобы знать, как определить и как преодолеть потом заболевание необходимо иметь представление о первых признаках дизартрии. У детей дошкольноговозраста симптомы многогранны. Они зависят от степени поражения мозга и психических процессов ЦНС.

Общие признаки характерные для малышей и младших школьников:

  • речевые способности плохо развиты (в 4 года ребенок не говорит предложениями);
  • артикуляционная и мимическая моторика слабо выражены (слюноотделение, приоткрытый рот, сильное смыкание губ или наоборот невозможность сжимания и т.д.);
  • речь невнятная с грубыми ошибками даже при медленном темпе разговора;
  • нарушения фонематических процессов (неправильное восприятие, представление звука);
  • технология звукопроизношения с множеством ошибок (не выговаривает, пропускает, заменяет гласные и согласные одинаково);
  • при общении словами у ребенка возникают особенности дыхания. Оно становится поверхностным и полностью лишено спокойного ритма;
  • отсутствие любых эмоций при рассказе (монотонность);
  • при разговоре с ребенком кажется будто у него заложен нос;
  • моторная функция недоразвита (плохая координация движений, сложности в выполнении поручений, работа одной рукой, судорожные сокращения, слабость мышц и другое).

Важно: Необязательно, что у ребенка будут проявляться все вышеперечисленные симптомы одновременно. Но даже присутствие нескольких требует консультации у специалиста.

У детей с синдромом ДЦП наблюдаются более осложненные признаки дизартрии. Они становятся заметны сразу после рождения:

  • ребенок плохо захватывает грудь;
  • беспокойное поведение, резкая смена настроения;
  • сон малыша тревожный;
  • вялое состояние в течение дня;
  • часто возникает отказ от грудного вскармливания.

Малыш отстает от сверстников в развитии (не проявляет интерес к игрушкам, плохо держит голову после 6 месяцев, поздно начинает ползать и т.д.).

Лечение

Диагноз дизартрия код по МКБ-10: R47.1 устанавливается невропатологом на основе логопедического обследования и комплекса электрофизиологических исследований ребенка.

Терапия основывается на перспективном плане воздействия. Он включает:

  • медикаментозное лечение;
  • коррекционные мероприятия с логопедом;
  • дыхательную гимнастику;
  • массаж.

Лечение препаратами необходимо, чтобы улучшить работу мозга, память, умственные навыки. Единого медикамента от дизартрии не существует, чтобы помочь ребенку используют целый комплекс средств. Они снимают симптомы и облегчают работу с пациентом. Назначения выполняет невролог, учитывая сопутствующие заболевания.

Логопедические занятия предполагают развитие сенсорного воспитания (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятий). Для этих целей наиболее подходит логоритмика.

Распевки песен с использованием движений – это игра благодаря которой формируются речь, слух, моторика, координация в пространстве. Нередко специалист на консультации для родителей ребенка с дизартрией выдает подобные задания для выполнения в домашних условиях.

Логопед объясняет, как научить обводить прописи, чтобы сформировать графические способности, внимание и активизировать мыслительный процесс. Важно подобрать обводки, которые вызовут интерес у ребенка.

Терапия включает упражнения с упором на дыхательную систему. Специалисты назначают выполнение гимнастики каждый день по 3-5 минут. Крохе наполняют емкость с водой и пускают кораблики из бумаги. Малышу нужно двигать их по воде с помощью воздуха из рта.

Массаж подбирают индивидуально в зависимости от типа дизартрии. Техника массирования нежная без надавливаний.

Прогноз

Нормальное развитие ребенка с дизартрией зависит от комплексного подхода к лечению. Даже при тяжелых формах заболевания прогноз утешительный. Но абсолютное устранение недуга возможно лишь при стертой форме и обнаружении отклонения, как можно раньше. 

Не пропустите:  Что такое артикуляционная гимнастика и как она выполняется?

Источник: https://rechudetey.ru/logopediya/dizartriya.html

Дизартрия

Дизартрия у детей код по мкб

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации

Дизартрия у детей код по мкб

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 – Расстройство экспрессивной речи

F80.2 – Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

– связанное с развитием физиологическое расстройство;

– расстройство развития артикуляции;

– функциональное расстройство артикуляции;

– лепет (детская форма речи);

– дислалия;

– расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

– афазия БДУ (R47.0);

– дизартрия (R47.1);

– апраксия (R48.2).

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

– моторная алалия;

– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Из данного расстройства исключаются:

– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

– приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– не восприятие слов;

– словесная глухота;

– сенсорная агнозия;

– сенсорная алалия;

– врожденная слуховая невосприимчивость;

– афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

– аутизм (F84.0x, F84.1x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/spetsificheskie-rasstrojstva-rechi-u-detej_14284/

Мкб 10 код дизартрия

Дизартрия у детей код по мкб

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Код по МКБ-10 уточняющего диагноза «дизартрия» — F 80 (Специфические расстройства развития речи и языка).

Дизартрия (МКБ-10: R47.1): классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

  • бульбарную – у больных снижается мышечный тонус или атрофируются мышцы речевого аппарата. Развитие данного вида отклонения связано с опухолевыми или воспалительными процессами в продолговатом отделе мозга, вследствие которых происходит разрушение ядер двигательных нервов. Речь у больных с бульбарной дизартрией замедленная, непонятная, с назальным звучанием;
  • псевдобульбарную – чаще всего свойственна детям с перенесенным поражением деятельности мозга в возрасте до одного года. Характерные признаки – ограничение движений языка и губ, обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса. Существуют несколько форм дизартрии данного вида, имеющих аналогичный код МКБ-10: спастическая дизартрия, паретическая дизартрия, смешанная форма;
  • подкорковую – поражаются подкорковые узлы головного мозга. Состояние сопровождается медленной неразборчивой речью, частыми непроизвольными движениями артикуляционных и мимических мышц, спазмами мышц лица и несдерживаемыми гортанными выкриками;
  • мозжечковую – в речи больного наблюдаются колебания громкости, он скандирует слова и выкрикивает отдельные звуки. Походка становится неустойчивой, неловкой, нарушается равновесие;
  • корковой – у больных нарушается артикуляция, им сложно воспроизводить слоги. Чтение и письмо при этом не нарушено.

Дизартрия (МКБ-10: R47.1): причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

  • инсультом головного мозга;
  • злокачественными новообразованиями в головном мозге;
  • травмами головы;
  • перенесенными нейрохирургическими вмешательствами;
  • нейросифилисом;
  • олигофренией;
  • болезнью Паркинсона;
  • рассеянным склерозом;
  • миотонией;
  • миастенией и пр.

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

  • токсикоза матери в период вынашивания ребенка;
  • резус-конфликта;
  • родовых травм;
  • асфиксии в процессе родов;
  • патологиями в период беременности;
  • преждевременными родами и пр.

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны.

Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

  • электронейрографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и иные исследования.

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Дизартрия (МКБ-10: R47.1): коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей.

Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента.

Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки.

Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.

Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): прогноз

Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.

Абсолютно восстановить утраченные функции речевого аппарата удается лишь при легком протекании патологии — пациентам со стертой дизартрией. Больные с более тяжелыми формами патологии могут улучшить речь, но нужно понимать, что случаи полного выздоровления пациентов с тяжелой степенью дизартрии крайне редкие.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Цены на услуги *

Наименование услуги Стоимость
МРТ головного мозга Цена: 8 900 рублей
ЭЭГ Цена: 5 150 рублей
УЗИ почек Цена: 3 000 рублей
УЗИ селезенки Цена: 3 000 рублей
УЗИ плевральной полости Цена: 3 000 рублей

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно

Источник: https://phoenix-pharma.su/mkb-10-kod-dizartrija/

Дизартрия у детей код по мкб

Дизартрия у детей код по мкб

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Код по МКБ-10 уточняющего диагноза «дизартрия» — F 80 (Специфические расстройства развития речи и языка). 

Классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

  • бульбарную – у больных снижается мышечный тонус или атрофируются мышцы речевого аппарата. Развитие данного вида отклонения связано с опухолевыми или воспалительными процессами в продолговатом отделе мозга, вследствие которых происходит разрушение ядер двигательных нервов. Речь у больных с бульбарной дизартрией замедленная, непонятная, с назальным звучанием;
  • псевдобульбарную – чаще всего свойственна детям с перенесенным поражением деятельности мозга в возрасте до одного года. Характерные признаки – ограничение движений языка и губ, обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса. Существуют несколько форм дизартрии данного вида, имеющих аналогичный код МКБ-10: спастическая дизартрия, паретическая дизартрия, смешанная форма;
  • подкорковую – поражаются подкорковые узлы головного мозга. Состояние сопровождается медленной неразборчивой речью, частыми непроизвольными движениями артикуляционных и мимических мышц, спазмами мышц лица и несдерживаемыми гортанными выкриками;
  • мозжечковую – в речи больного наблюдаются колебания громкости, он скандирует слова и выкрикивает отдельные звуки. Походка становится неустойчивой, неловкой, нарушается равновесие;
  • корковой – у больных нарушается артикуляция, им сложно воспроизводить слоги. Чтение и письмо при этом не нарушено.

Причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

  • инсультом головного мозга;
  • злокачественными новообразованиями в головном мозге;
  • травмами головы;
  • перенесенными нейрохирургическими вмешательствами;
  • нейросифилисом;
  • олигофренией;
  • болезнью Паркинсона;
  • рассеянным склерозом;
  • миотонией;
  • миастенией и пр.

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

  • токсикоза матери в период вынашивания ребенка;
  • резус-конфликта;
  • родовых травм;
  • асфиксии в процессе родов;
  • патологиями в период беременности;
  • преждевременными родами и пр.

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны.

Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

  • электронейрографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и иные исследования.

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей.

Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Источник: https://eltransteh.ru/dizartrija-u-detej-kod-po-mkb/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.